О биодобавках

Предлагаемая статья профессора Б.П. Суханова очень интересная и весьма поучительная, особенно для медицинского персонала.

"Многие столетия люди искали чудодейственную панацею - средство от всех болезней. Но если человек вовремя начнет принимать БАД, то вполне вероятно, что в большом числе случаев о лекарствах он сможет и вовсе забыть на долгие годы".

Понятие "биологически активная добавка к пище" появилось в России чуть более 10 лет назад. Равнодушных в отношении к БАД практически нет. Кто-то видит рациональное зерно в их применении, кто-то категорически их отрицает. Почему такое неоднозначное отношение к подобным новинкам, мы и попробуем разобраться с самого начала.

За последние 25 лет мы сделали огромный шаг назад в вопросах качества жизни, и это результат не только плачевного материального состояния людей, но и значительного снижения внимания к здоровью населения со стороны правительства. Недостаток в продуктах природных витаминов и незаменимых микроэлементов занимает особую строчку. Отмечается ухудшение здоровья в крупных мегаполисах даже у такой, казалось бы, защищенной категории населения, как дети. За последние 5 лет у детей увеличилась на 30% частота регистрации анемии, на 36% -ожирения и сахарного диабета, на 18% - заболеваний опорно-двигательного аппарата, на 37% - болезней желчевыводящей системы, до 80% всех детей испытывает недостаток витаминов и микроэлементов.

Сейчас трудно вспомнить хотя бы один препарат из советских времен, направленный на профилактику каких-либо заболеваний (кроме витамина D в виде рыбьего жира, с которыми мы все познакомились еще в детском саду). Так вот, мировая практика показывает, что есть единственный путь профилактики возникновения многих заболеваний - активное использование биологически активных добавок.

К концу XX века потребление БАД в Японии составляло 90% от численности населения, в США - 80%, в Европе - до 50%. В России эта цифра едва ли дотягивала до 4%. На поверхности три серьезные причины:

во-первых, активное сопротивление фармацевтических предприятий, вложивших огромные средства в производство лекарственных препаратов (именно они, по всей видимости, спонсируют передачи о низком качестве БАД и бессмысленности их применения);

во-вторых, огромное количество мошенников на начальном этапе появления БАД в России.

И, в-третьих, ну не учили нас заниматься профилактикой. Государству, по всей видимости, было выгодно зарабатывать на нашем здоровье (судя по "скорости" современных законотворцев, ситуация далека от совершенства).

Еще пять-семь лет назад БАД регистрировали, кто хотел, - так, на всякий случай. Правда, картину несколько портила компания "Гербалайф". Кто-то обогатился и уехал за границу, а кто не смог понять прелесть "Гербалайфа", стал на каждом углу рассказывать "какая гадость эта БАД". Так и началась хождение БАД по мукам.

Итак, все по порядку. Раньше все было просто, очень просто. Весь процесс начинался с появления "Супер-ИДЕИ", которую необходимо обязательно согласовать с государством, и зарегистрировать продукцию. В случае положительного решения Институт питания Российской академии медицинских наук в г. Москве выдает регистрационное свидетельство и гигиенический сертификат на новую продукцию. В зависимости от профиля БАД весь пакет документов можно получить в течение полугода. За этот период сотрудники Института питания РАМН обязаны провести множество тестов и клиническую апробацию. Очень прошу не путать с клиническими испытаниями, которым подвергаются лекарственные средства (ЛС) в течение двух лет в крупных клинических центрах страны, имеющих лицензии на проведения подобных мероприятий (первоначально подобных учреждений было не так много, но в последнее время они растут, как грибы после дождя). Клинические исследования ЛС стоят не больших, а просто огромных денег. Даже нашим олигархам эта сумма покажется недетской. БАД же зарегистрировать практически ничего не стоит. Таким образом, производители БАД уже экономят немаленькую сумму.

Идем дальше. Все заводы, производящие ЛС, подлежат обязательной сертификации, в то время как БАД можно делать и сидя дома, расфасовывая по пакетикам. Место производства ведь также никто не проверяет. На сегодняшний день это никому не интересно. Опять же сказочная экономия средств и сил.

Наконец-то новоявленный бизнесмен получал все необходимые документы и мог отправляться в "свободное плавание". А дальше - все просто. Сделал приличную наценку - такую, чтобы радовала карман и сердце. Правда, приходилось выделять немного средств на красочную упаковку и дизайн для привлечения внимания со стороны покупателей. К слову сказать, помещение, в котором хранится БАД, также нет необходимости сертифицировать. Пока это тоже никого не интересует. Еще один момент экономии средств, который производителям лекарственных препаратов уж никак не обойти. Ну а дальше - держи карман шире, "...может, там, за перевалом, ждут великие дела".
Все это было так до недавнего времени.

Правда, умельцы и шарлатаны есть и сейчас. Но государство во главе с куратором этого направления г-ном Геннадием Онищенко (главный санитарный врач России) наконец-то соизволило повернуться к нам передом, а к шарлатанам... На сегодняшний день введены ряд серьезных законов в сфере производства, хранения и реализации БАД, в Москве при Российской академии естественных наук создан консультативный центр, основная работа которого направлена на выявление эффективности применения БАД в различных областях медицины, создана Ассоциация производителей БАД, важнейшим достижением которой стала работа по созданию центров оздоровительного питания (ЦОП) в регионах.

В сфере производства БАД также достигнуты определенные успехи. Современные БАД-производители имеют собственные заводы, сырье выращивают на собственных плантациях, или налажены прямые отношения с заготовительными конторами (сохранившиеся с советских времен). Руководители крупных компаний вкладывают средства в сертификацию производства, обучение сотрудников, проводят масштабные клинические испытания (некоторые БАД уже доказали свою эффективность и перерегистрированы уже в лекарственные средства). В настоящее время некоторые БАД занимают лидирующие позиции по объему продаж в аптеках ("Алфавит", "Асклезан", "Черника", "Здравушка", "Сана-Сол" и др.). В производстве мы все чаще сталкиваемся с использованием высокотехнологичных процессов ("Цитамины"). Конкуренция на рынке БАД велика, и чтобы продукцию покупали, необходимо делать ее качественно.

И все-таки самой главной причиной неоднозначного отношения к БАД, считает заместитель главного диетолога Санкт-Петербурга профессор Луфт В.М., остаются недобросовестное отношение производителей (реклама БАД как замены лекарственных препаратов) и абсолютно неграмотный в плане парафармацевтики и диетофармакологии медицинский персонал (отсутствие школ).

Я постарался взглянуть на БАД с двух сторон и выявить как положительные, так и отрицательные моменты. И мне хочется, чтобы население не воспринимало новое направление в медицине как негативное (даже если об этом говорят с экрана телевизора), а постаралось взглянуть своим трезвым взглядом. Необходимо отметить, что неэффективными могут быть не только добавки к пище, но и лекарства, о чем недавно поведало общество потребителей в Германии. В этой стране (по строгости законов в сфере здравоохранения, пожалуй, наиболее жесткая в Европе) из 1500 проверенных лекарственных средств неэффективными оказалась 60%, а часть препаратов оказались и вовсе опасной для жизни. Вряд ли лекарства на нашем рынке лучше германских, и это должно нас настораживать еще больше, чем биологически активные добавки.

В заключение хочу заострить внимание всех читателей на том, что при покупке БАД необходимо обращать внимание на следующие показатели:

1. На упаковке ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть написано: "Не является лекарством", "Биологически активная добавка".

2. ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть указаны составляющие компоненты этого БАД с дозировками.

3. Упаковка должна быть ГЕРМЕТИЧНОЙ.

Б. П. СУХАНОВ, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены питания и токсикологии ММА им. И. М. Сеченова.

0Нравится
Материал опубликован пользователем redaktor

Комментировать

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Если заметили в тексте опечатку или ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.